Рейтинг@Mail.ru

NetCloud

Простыми словами о сетевых технологиях

Профилактическое обслуживание системного блока: Попытка систематизации

Поскольку истину о том, что проблемы нужно решать еще до их появления, еще никто не отменял, то сегодня мы попробуем на основе уже полученных знаний научиться предотвращать кучу мелких неполадок, которые могут съесть много нашего времени и нервов в будущем. Впрочем, – это ваша жизнь, и вы самостоятельно решаете как распределить свое собственное время – либо понемножку раз в неделю, либо целый день, в спешке и в самый неудобный момент. В последнем случае возможны проблемы с сохранностью ваших данных. Кроме всего прочего, информацию в статье можно использовать как отправную точку для развития навыка поиска и устранения неполадок в компьютере, ибо такое умение приходит с опытом, у меня его немножко есть — вот вам и возможность потренироваться на собственном железном брате.

Для начала не помешает вспомнить, что ваш компьютер – это целая система, которая подразделяется на аппаратную и программную составляющую. В профилактическом обслуживании одинаково нуждаются обе, и если вы не пренебрежете некоторыми рекомендациями, описанными ниже, то ваша система будет работать стабильно и быстро, а с данными все будет в порядке. Это я вам обещаю с почти 100%-ной гарантией.

Пыль

Как минимум раз в несколько месяцев нужно разобрать ваш системный блок просто так, то есть просто посмотреть, что творится у него внутри. Если вы давно этого не делали, то готовьте свежий мешок для мусора. Даже в среднечистой квартире внутрь системного блока вентиляторы натягивают много пыли, которая спутываясь с длинным женским волосом или просто так оседает на блоке питания, вентиляторах-радиаторах, входных-выходных отверстиях для воздуха и прочих внутренних компонентах. Такая шуба может настолько перегреть все внутри, что у компьютера может случится тепловой удар, и он отключится. В особо тяжких случаях может и не включиться до тех пор, пока не остынет. Это все нужно аккуратненько почистить, не забывая о некоторых правилах техники безопасности, возможно, поменять теплоизоляцию на процессоре (примерно раз в год) и можно спать спокойно.

Аппаратное обеспечение

Раз мы уже поработали отверткой, заодно можно аккуратненько потрогать пальчиками внутренние составляющие, кабели, разъемчики и пр. – вдруг где что ослабилось, раскрутилось или висит как-то неправильно.

Программное обеспечение

Многие программы сами предупреждают об обновлениях, но всегда надежнее самостоятельно проверить, не пора ли вам обновлять свое программное обеспечение. В основном здесь идет речь об антивирусе и базах вирусов, которые он использует (каждый день), браузере, флэш-плейере и пр. подобных, ибо это вопросы элементарной безопасности в сети. Не отходя от кассы, проведите полное сканирование системы (антивирусом, к примеру) на предмет наличия открытых портов и заразы, которая через них могла влезть. Драйвера тоже всегда должны быть последних версий, и это не обсуждается. Что касается прикладных программ, то вам, наверное, нравится быстро и стабильно работающая система? Зачем ей мешать? На десерт – почистите внешний диск от временных файлов, удалите лишние программы и просканируйте диск и память на наличие ошибок – это чистой воды профилактика. Если вы дефрагментируете жесткие диски, то сделайте это прямо сейчас, если у вас в диспетчере задач не настроено автоматическое проведение этой процедуры. Если вы этого еще никогда не делали, но все равно довольны быстродействием вашей системы – то и не начинайте. Вопрос необходимости дефрагментации жестких дисков в системах под Windows 7 остается открытым – часть бородатых специалистов считает, что она необходима как всегда, везде и всюду, оставшаяся часть – говорит, что именно в Windows 7 дефрагментация еще больше увеличивает фрагментацию файлов на жестких дисках. Я не дефрагментирую, а вы?

Резервное копирование данных

Это настоящая “притча во языцех”. Про него все кричат на всех углах и практически никто его не делает. По крайней мере, возникает такое ощущение, когда читаешь что-нибудь про проблемы с жестким диском в сети. Одним словом – надо, блин. Собираемся с духом и делаем. Если решились, то понятие “худший случай” для вас отсутствует – вы всегда будете иметь под рукой полную копию вашей системы и данных со всеми настройками сроком давности аналогичным вашему последнему бэкапу. Дальше бэкапить нужно с определенной периодичностью (в зависимости от того, как часто вы изменяете важные для вас данные) и перед профилактическим ремонтом или любым другим вмешательством в работу системы. Вы будете совсем молодец, если еще и проверите целостность последнего бэкапа.

Теперь о самом неприятном. Если вы читаете эту статью в поисках решения уже возникшей проблемы, то я попробую сейчас набросать, что в таких случаях делаю я. Аки клиент, который смог самостоятельно локализовать проблему превращает работу в праздник и по закону подлости встречается только под Новый год, рассматриваем самый тяжелый случай, вроде – “у меня интернета нет”, “компьютер не включается” и прочие заявления, подобные этому.

  1. Этика ведения диалога. Здесь приведу личное ценное наблюдение. Если вы будете спрашивать у своего знакомого (давайте далее, для упрощения будем называть его клиентом?)… Так вот. если вы спрашиваете у клиента что-нибудь вроде, проходит ли пинг, или на каком этапе загрузки системы происходит самопроизвольное отключение, он может испугаться и замолчать. Поскольку вам не желательно тратить свое время на психологическую помощь, лучше задавать общие вопросы из оперы “А что у тебя случилось?” или “Что, сам выключается?”. В полившихся в ответ сбивчивых объяснениях, вы гораздо вероятнее уловите, где копать, а значит все будут довольны и быстро. Далее можно спросить о сообщениях об ошибках, и пользовался ли кто-нибудь компьютером кроме него. Возможно, на компьютер в последнее время устанавливалась новая программа или что-нибудь из аппаратных штучек – это тоже может мешать стабильной работе и делал ли что-нибудь с компьютером ваш знакомый, когда понял, что что-то не так.
  2. Кабель питания. В офисах он, бывает, наматывается на вращающийся стул, вытягивается из розетки и часто служит причиной не включающегося компьютера. Дома розетка могла понадобиться маме или сестре, для того, чтобы пропылесосить вашу комнату. Далее, по аналогии, проверьте остальные кабеля: компьютер может включаться, но не работает принтер, мышка, клавиатура, что там может быть еще? Если с кабелями на первый взгляд все в порядке, попробуйте переподключить их. Иногда это как доктор прописал.
  3. Интернет. С интернетом – аналогично – для начала проверьте, не поменялась ли домашняя страница в браузере. Объясните клиенту, что “интернет” и “поисковая система” – разные вещи. Возьмите пиво за консультацию. Уже потом можно проверить разъем и сетевой кабель на модеме. И в последнюю очередь пинг, затем Центр управления сетями и общим доступом и остальное.
  4. Перезагрузите компьютер. Ваш знакомый кричит, что уже делал это тысячу раз? Не верьте, перезагрузите сами. В конце концов, сейчас вы теряете свое время, а не его. Во время перезагрузки загляните в BIOS, дабы проверить порядок загрузки, а вдруг ваш знакомый прочитал вот эту статью и решил потренироваться, а потом забыл об этом.
  5. Сбор данных. Если вышеописанное не помогло, то ищем всю возможную информацию. К этому пункту можно отнести сообщения об ошибках, звуковые коды BIOS (если один гудок – то с аппаратурой все ОК), Просмотрщик событий (Панель управления\Все элементы панели управления\Администрирование-следующее окно: Управление компьютером\Просмотр событий). Там ищем сведения о проблеме, дате и времени ее возникновения, ее серьезности, источнике и кто виноват или какой пользователь работал в системе в момент возникновения неполадки. Диспетчер устройств приоткроет завесу тайны над неработающим оборудованием – подключено ли устройство, есть ли драйвера, новые ли они и пр. Неправильно работающие устройства видно сразу: возле них желтый треугольник с восклицательным знаком, если устройство отключено – видно еще лучше – красный кружок с крестиком. Если устройства нет – значит оно не опознается системой. Скорее всего, что-то с драйверами. Кроме описанного, поройтесь на офсайтах производителей аппаратного обеспечения. Они часто предлагают бесплатные средства для диагностики своих девайсов. Это тоже часто становится полезным.
  6. Поиск решения. Если вам удалось локализовать проблему, но вы не знаете, как ее решить, то с имеющейся у вас информацией, вам, можно сказать с удовольствием, помогут на любом техническом сайте или форуме, связанном с искомым вопросом. Это только за посты, вроде “у меня нет интернета” ругают и отправляют постить куда подальше. Только было бы желательно, перед тем, как громко кричать «SOS!!!», хотя бы по диагонали просмотреть раздел часто задаваемых вопросов – там тоже можно найти решение проблем, не нервируя при этом администраторов сайтов. Про техподдержку производителей и руководства по эксплуатации конкретного устройства тоже забывать не рекомендуется.


 

Обсуждение закрыто.